Куда катится блогосфера
Алиса Курамшина

Куда катится блогосфера

Куда катится блогосфера
Мой материал далёк от каких-то статистических данных и серьёзного анализа. Скорее я выступаю здесь, как некий ветеран и заслуженный деятель уфимской блогосферы Хотя начала вести свой блог далеко не одной из первых. Он ненамного старше телевизионного проекта «Дом-2», который, как кажется некоторым, идёт уже целую вечность. То есть я расскажу о своих наблюдениях за местной блогосферой и своих выводах об основных векторах её развития. 

Что собой представляет блог. Это своеобразный "самиздат" где автор в одном лице и писатель, и издатель, зачастую и единственный читатель. Есть, конечно, стопроцентные читатели. А есть и те, кого популярность в Сети сделала известным писателем современности, открыв дороги к публикации книг, принятию в Союз писателей и т.п. Это, к примеру, Марта Кетро и Глория Му, Нейвид и др. 

Но действительно читаемых людей намного меньше читабельных, а тех намного меньше всех остальных. В Уфе т. н. «тысячников ЖЖ» меньше десятка, наверно, а тех, кого действительно читает минимум тысяча человек, вообще единицы. 

Секрет популярности прост и в то же время замысловат: мало быть интересным человеком, следует умело режиссировать свой блог. Ведь виртуальный дневник чем-то напоминает сериал. 

Каждая запись представляет собой отдельную новеллу и в то же время является кусочком общей мозаики. Это делается для того, чтобы читатель не выпал из общего контекста блога и в то же время за «один присест» получил закрытый гештальт. Хотя некоторые умелые блогеры используют технику Шахерезады, когда самое интересное переносится в будущую запись, там же начинается новая история, а её финал вновь откладывается. Например, знакомый мне блогер Раис как-то сделал серию развиртуализаций: знакомился в реале с теми, кого до этого знал только в Интернет-пространстве. Это было интересно. Читатель искренне ждал продолжения и, естественно, подписывался на блог. У меня самой есть несколько «сериалов» в блоге: под условными названиями «Начинающий кулинар», «Смешное в городе» и др. 

Потому что мало просто хорошо писать – это не достаточное условие, если только вы не пишите совсем гениально. Раскрутка и накрутка, СЕО и PR заняли прочное место и в блогосфере. Для кого-то это тщеславие, дл кого-то бизнес. В своё время мне захотелось стать пресловутым «тысячником ЖЖ». И я им стала, разработав немудрёную, но планомерную схему, честную и открытую. Потом научила ещё парочку людей, которые, благодаря ей, тоже раскрутили свой блог. С помощью неё можно раскрутить и откровенное г… никудышный блог – вот что кажется опасным, на первый взгляд. 

Но плохое рано или поздно отсеивается, отфренживается и исключается из зоны внимания. Остаётся нужное или интересное. Этим хорош как весь Интернет, так и блоги в отдельности. Потому что они носят отпечаток индивидуальности. Потому что личное мнение, слагаемое с другими десятками, а то и тысячами других субъективных мнений, дают независимое объективное видение окружающего. Это т. н. гражданская журналистика, которая по своей объективности, оперативности и информативности может превосходить все официальные средства массовой информации. В своё время, когда я работала руководителем того или иного СМИ, то активно мониторила местные форумы и блоги. Там информация, фотографии с места происшествий, анонсы событий зачастую опережали прессу. Пусть не профессионально, порою безграмотно или ещё как, но эта безыскусность вызывает доверие у читателей, в ней отсутствует ангажированность. И именно поэтому она может иметь огромный резонанс. Вспомним отставку одного из глав администрации нашей республики, которая практически была инициирована из блога. И другие реальные заслуги у блогерской журналистики есть. Но... 

Один из первых выводов, которым хотелось бы поделиться: блогосфера прошла свой пик развития. Всё меньше регистрируется новых дневников. На себя перетянули внимание социальные сети, которые позволяют также объединяться на основе общих интересов и других совпадений по жизни, позволяют размещать не только тексты, но и фото-, видео-, аудиоматериалы быстрее и удобнее, чем это порою возможно в блоге. Больше того, уверена, что и отечественные социальные сети, в настоящее время переживающие расцвет, потеряют со временем свои позиции, благодаря глобализации. Наиболее продвинутая часть населения переселяется в иностранные соцсети, особенно активно – в Facebook. Но гибель блогосферы вряд ли произойдёт скоро, как не произошло это до сих пор с чатами и форумами. Сейчас блоги пока ещё на стадии устойчивого развития. 
Но это что касается пользователей – физических лиц. Для официальных и юридических лиц блогосфера стала недавним открытием, поэтому мы с вами являемся свидетелями интеграции государственных и бизнес-структур в web 2.0. Думаю, что в какой-то мере и этот фактор может послужить оттоку пользователей из традиционных блогосайтов вроде livejournal, liveinternet и пр. Поскольку российские пользователи Интернета стремятся отстоять его независимость, его свободу, его саморегулируемость. И внедрение бизнеса и государства на ранее свободные от них территории воспринимается в некой мере, как нападение, имхо. 
Падению популярности также стала возросшая возможность заработать на собственном блоге не только таким прямым способом, как, скажем, раскручивая свою продукцию, услуги, как публикуя потом вывешенное в Сети в формате pocket-book, но и то, что передаётся цитатой «Я зарабатываю на том, что рассказываю людям, как я зарабатываю онлайн». Это уже не гражданская журналистика, не литература, а чистой воды бизнес. Порою одно пытается маскироваться под другое, но, благодаря открытой возможности другим высказывать своё мнение, достаточно быстро раскрывает свою истинную суть. Всё заказное рано или быстро просекается – любая косвенная или скрытая реклама. Поэтому бизнесу, который старается проникнуть в эту часть Сети, мне кажется, пора выходить на иные позиции общения со своими потенциальными потребителями – честные и ненавязчивые. И это возможно. 

Сейчас по этому поводу появилось новое направление в моём (и не только моём) бизнесе – консультация по раскрутке в web2.0. С кем работать (напомню, блоги – это люди, люди – разные, тут без психологии никуда), как работать, как подавать информацию. Достоинства блогосферы для бизнеса в том, что можно подавать информацию, точечно заточенную на нужную аудиторию, а можно претендовать и на всемирный размах. И затраты тут несоизмеримо меньшие, чем на рекламу в любой другой области. Да и рекламой я бы это называла в последнюю очередь. Скорее, возможностью общения с потенциальными и реальными потребителями, которые всегда подскажут, чего им не хватает и как им сделать лучше. 

Еще один вывод: пишущих людей становится всё меньше. Всё чаще на первый план выходят аудио- и видеоматериалы. Всё чаще посты становятся разносчиками вторичной информации – ссылками, копипастами, но не чем-то оригинальным. Или местечковыми сообщениями о приватностях личной жизни, что тоже пользуется популярностью – как подглядывание в замочную скважину, легализованное наблюдение за частной жизнью. Что будет дальше? Предугадать сложно. Скорее всего, будет продолжаться интеграция социальных сетей и блогов, пока чья-нибудь гениальная голова не придумает нового развлечения в Сети. Кто знает, может, это будет ваша голова или моя.

Единственное, о чём могу сказать с уверенностью, что мне пока это очень интересно!