Медиа
Воспитать человека
В преддверии мужского праздника, в своей детской рубрике мы бы хотели обратиться к вопросу воспитания мальчиков. В чем его особенность, о чем нужно помнить родителям и как оно меняется со временем.
В преддверии мужского праздника, в своей детской рубрике мы бы хотели обратиться к вопросу воспитания мальчиков. В чем его особенность, о чем нужно помнить родителям и как оно меняется со временем. Со всеми этими вопросами, мы обратились к психологу Алисе Курамшиной.
Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из улиток, ракушек
И зеленых лягушек.
Вот из этого сделаны мальчики!
С. Маршак
Вопрос воспитания мальчиков широко поднимается в популярной психологической литературе и в то же время ответом на него занимаются серьёзные научные исследователи.
К примеру, нейропсихологи в ходе своих наблюдений выяснили, что отношение к мальчикам и девочкам разное, начиная чуть ли не с рождения. И это не голубой или розовый конверт в роддоме, а то, что от мальчиков ожиданий всегда у родителей больше. Мальчиков в целом меньше целуют, ласкают, носят на руках, даже когда они находятся во младенческом возрасте. Хотя в родительской любви они нуждаются ничуть не меньше девочек! А родительская любовь формирует отношение к любви вообще, как к чему-то реальному и хорошему, а не предмету торга или шантажа. Поэтому в детском возрасте любить мальчиков, отмечать их хорошие стороны, хвалить и ласкать стоит с не меньшей интенсивностью и периодичностью, чем девочек.
В более старшем возрасте замечено, что мальчиков больше строжат, накладывают больше запретов, хотя именно они нуждаются в свободе и большом пространстве. Им необходимо осваивать всё большие территории и вширь, и ввысь. И запретами можно добиться того, чтобы за пределы двора не выходили, но это будет неправильным. Не зря же на Руси мальчиков из знатных или зажиточных семей сначала воспитывали няни, а потом к ним приставляли дядьку-гувернёра. Который одновременно учил и дисциплине, и в то же время не хватался за голову, когда воспитанник разбивал коленку, лез на дерево, участвовал в драке, стрелял из самодельного лука. Мальчик по природе своей более активен, чем девочка.
Многие матери, особенно одиночки, пытаются совместить в себе обе родительские ипостаси, порою перенимая менторский стиль воспитания, который считают отцовским. НЕ НАДО! Чтобы воспитать мальчика в рамках его гендерной роли, мать как раз должна оставаться женщиной – слабой и нуждающейся в защите. Но: не возлагающей все надежды свои и чаяния на дражайшего сыночка.
Теперь пришло время как раз-таки рассказать о типах матерей.
Тревожно-активные мамы отличаются резкой непоследовательностью в воспитании. Она сама путается в своих требованиях и желаниях. То она демонстрирует признаки, как ей кажется, отцовской строгой любви – и ребёнок получает по полной, то тут же раскаивается, раскисает – и ребёнок получает все блага мира. В такой нестабильности мальчик может вырасти тревожным, что будет проявляться в плаксивости, капризах и, возможно, в признаках тирании.
Мамы-собственницы стремятся к т. н. слиянию с ребёнком. Они лучше знают, что их отпрыску надо. Они лепят из него то, кем он, по их представлениям, должен являться. Таким образом они просматривают саму личность ребёнка, его способности, интересы и увлечения. А ребёнок не пластилин! В итоге они получают сына, который их разочаровывает. А если они изначально хотели дочь, то есть причины думать, что они будут воспитывать своих мальчиков по женскому типу – послушными и тихими.
Властно-авторитарные мамы ещё менее склонны видеть в ребёнке особую с рождения (!) личность. Они лучше знают, как питаться своему сыну, будет оставлять его одного, если пришло время спать, и игнорировать его плач, если он, скажем, случился в людном месте. И будут тверды в своих взглядах, если не сказать упёрты. У воспитанных такими мамами дети порою вырастают с огромным запасом агрессии, проявляемой как вовне, так и вовнутрь самой личности. Такой сын будет хорошо защищаться от окружающего мира, замыкаясь в себе, или упреждая удары своим агрессивным поведением.
Пессимистично-депрессивные мамы обычно избегают общения с ребенком; ухаживая за ним, молчат и не улыбаются. Создается впечатление, что для них воспитание сына - это тяжелая и безрадостная ноша. Такая мама думает: "Это мой крест, который и нести его буду я!". О любви материнской речь не идёт, да и само состояние привязанности у сына не формируется.
Все эти типы неблагополучных матерей характеризуются одним: они практически не уделяют внимания тому, какой их сын на самом деле ЧЕЛОВЕК. Какие у него способности, наклонности, интересы, страхи, увлечения, опасения. А всё это важно при воспитании и мальчика, и девочки.
Если же говорить о роли пап в воспитании мальчиков, то оно колоссально! Но только тогда, когда папа может показать правильные признаки мужского поведения. А это любовь, в том числе обнимашки-целовашки лет до пяти (потом, а то и ещё раньше дети порою начинают сторониться таким проявлений любви – и это нормально). Это физическое развитие сына и воспитание в нём истинно мужских качеств: благородства, смелости, опекающего отношения к женщинам и т. д. Лучше всего это делается на собственном примере. Нельзя, будучи ленивым увальнем, сформировать позитивную мотивацию для физических занятий у своего сына. Побольше активных игр, логических и умения преобразовывать этот мир с помощью различных инструментов. Ибо это одна из основных мужских задач.
Если так сложилось, что отца в семье нет, то многие психологи рекомендуют обеспечить сыну наличие хороших мужских примеров из числа родственников, тренеров, наставников.
И прежде всего помните, что вы воспитываете человека, уникальную личность, которой вы можете помочь развиться, а не только будущего мужчину.
Опубликовано в журнале "Добрый день" №2/2014.