Как вразумить эмоции
Алиса Курамшина

Как вразумить эмоции

Как вразумить эмоции
Очень часто раздражает, некоторое поведение людей: человек очень громко говорит по телефону, чихает, не закрывая рта, чавкает и многое, другое… Как научиться управлять своими эмоциями и как говорится не обращать внимание на такие мелочи?

Управление своими эмоциями, с одной стороны, весьма хорошая способность, показывающая уровень развития личности, с другой стороны, как гласит закон Мёрфи, «Если что-то может пойти не так, оно пойдёт не так».
Так что давайте с самого начала разберёмся, что такое управлять эмоциями.
Это вовсе не значит, что вас охватывает гнев, раздражение или, наоборот, бурная радость, смех – а вы в себе всё это успешно подавляете и сохраняете, скажем, невозмутимость или выдаёте любую другую эмоцию. Именно таким способом люди «зарабатывают» себе язву желудка, болезни горла, кожные раздражения и множество других психосоматических заболеваний. Кстати, сдерживать эмоции нас учат с самого раннего детства. Сначала это просьбы и приказы перестать плакать, потом уже подключение культурных традиций, мол, мужчины не плачут и т.д. Яркое проявление эмоций вызывает обычно ответную реакцию в виде советов быть сдержаннее, успокоиться, не взирая на то, положительные или негативные эмоции сейчас испытываются. И это также способствует росту различных болезней. Так что контроль эмоций и умение их сдерживать если кому-то до сих пор кажутся отличным навыком, то предлагаю немедленно отказаться от этих убеждений и научиться делать так, чтобы собственные эмоции несли благо как самому себе, так, по возможности. И окружающим.

Как же соблюсти меру? И в себе не копить, и на окружающих всё не выплёскивать, чтобы сохранить мир и здоровье? Вот это весьма важный вопрос.

Следует признать, что эмоции были даны человеческому роду намного раньше разума и именно они помогли ему выжить. Положительные эмоции закрепляли наиболее прогрессивные способы поведения, отрицательные защищали от различных опасностей, подавая сигнал к бегству или мобилизуя на борьбу. Например, ощущение радости закрепляло определённый механизм поведения и он воспроизводился раз за разом, чтобы радость возникала снова и снова. А вот, скажем, ощущение ужаса не только подсказывало, что ситуация стала настолько опасной, что своими силами с нею не совладать, но и порою диктовало, что следует делать: «застыть в ужасе» или «бежать в панике». Если же человек испытывал возмущение, то это означало, что его ожидания не совпали с весьма не устраивающей его действительностью. 
Природа эмоций свидетельствует о том, что нет плохих или хороших эмоций. Нельзя себе запрещать ощущать те или иные эмоции. Они все весьма «говорящи», то есть сигнализируют о чём-то важном для нас.
А ещё эмоции очень энергетичны. То есть они обладают уникальным свойством, которое не присуще разуму, придавать человеку сверхспособности. В состоянии аффекта хрупкая мать может приподнять автомобиль, чтобы спасти своего ребёнка. Скорость бега от злых собак обычно значительно превосходит скорость бега в спокойной ситуации. Никакими умственными усилиями таких подвигов обычно не достичь (а жаль).
Поэтому стоит ценить свои эмоции и развивать их, тренировать, чтобы они помогали, а не мешали. 

Что для этого делать?
Самое важное – это понять, о чём же сигнализируют возникающие в нас эмоции. То ли о том, что творится снаружи нас; то ли о наших представлениях о том, что происходит в реальности; то ли о том, что происходит внутри нас.
Вот обратите внимание на описание ситуации автором вопроса. Его раздражает поведение других людей. Если это реакция на то, что происходит в реальности, то ощущение раздражения возникает обычно от физических неудобств: свитер колючий, ветер зябкий, нос чешется. Что из перечисленного автором вопроса может реально раздражать? Только громкий голос. Остальные все проявления окружающих относятся к субъективному восприятию, то есть не отражают действительность снаружи, а либо отношение к ней (например, что чавкать неприлично, поэтому нельзя), либо внутренние какие-то свои переживания, проблемы, которые не имеют отношения к реальности снаружи (например, ипохондрические реакции: кто-то чихнул – а он боится заболеть).
Вывод: не всегда причина наших эмоций лежит вне нас. Это не люди выводят нас из себя, обижают, радуют или оскорбляют. Это мы выбираем раздражаться, обижаться, радоваться или оскорбляться. 

И когда мы признаем, что эмоции существуют не сами по себе, а по нашей воле, тогда можно уже заняться их управлением.
Для этого есть несколько способов.
Первый из них заключается в том, что используется связь эмоций и физиологии. Когда мы что-то испытываем, то у нас может изменяться темп и глубина дыхания, цвет кожных покровов, могут суживаться или расширяться глаза и пр. Как эмоции влияют на то, что мы испытываем в теле, так и наши ощущения могут менять эмоции. Знаете, есть такой известный эксперимент: грустному человеку предлагают зажать в зубах карандаш, так, чтобы губы растянулись в улыбке. Несмотря на всю её искусственность, через некоторое время у человека улучшается настроение! Радостная мимика лица дала сигнал ощущать радость на деле. Поэтому через управление собственным дыханием, темпом, громкостью голоса, осанкой и др. можно достичь подлинного мастерства в управлении эмоциями.
Второй способ тоже вполне результативен. Многие ситуации и люди, что вызывают у нас те или иные эмоции, не столь однозначны. На них можно посмотреть под другим углом, сменить свою точку зрения, изменить отношение – а, следовательно, и эмоции. Например, некоторые дети не любят манную кашу. С возрастом эта нелюбовь чаще проходит и к манной каше отношение, минимум, равнодушное. Изменилась ли сама каша? Да вряд ли, рецепты прежние. Изменилось отношение к ней на более взвешенное, разумное. То же самое касается практически любых других случаев. Обычно я привожу в пример сильно негативную по эмоциям ситуацию смерти близкого человека. Что в этих случаях испытывает человек? Горе, ощущение утраты, скорбь. В некоторых же азиатских культурах по поводу смерти принято испытывать иные эмоции: радость за умершего, мол, освободился от бренной оболочки. Факт один и то же, а восприятие его разное. Значит можно выбирать себе в любой ситуации ту эмоцию, которая более всего уместна и полезна в данном контексте.
Есть и другие способы, которые так или иначе относятся к вышеописанным. Например, французский врач Г. Рубинштейн писал о полезности смеха, который помогает снять стресс. Могут изменить эмоции танцы, пение, прослушивание музыкиекоторых же азиатских культурах по поводу смерти принято испытывать иные эмоции: радость за умершего, мол. Говорят, в Стэндфордском университете проводились исследования факторов, возбуждающих эмоции. Так музыка там заняла первое место, на втором – трогательные сцены из кинофильмов и книг, а на шестом - любовь. Мои клиенты порою делают себе подборки определённой музыки для различных своих состоянии: для отдыха, для повышения работоспособности, для задора и куража и т. д. Почему бы и вам не составить подобные сборники?

Так что эмоции вполне подвластны человеку, на них стоит обращать внимание, с ними можно жить дружно. Для этого следует их признавать, принимать в себе; понимать, о чём они сигнализируют, и тренировать себя в позитивном мышлении.
Удачи!

Опубликовано в журнале "Добрый день", апрель 2013 г.