Вундеркинд: кара или награда
Алиса Курамшина

Вундеркинд: кара или награда

Вундеркинд: кара или награда Секрет рождения вундеркиндов пока не раскрыт, хотя из века в век предпринимаются попытки запрограммировать рождение сверходарённого ребёнка или воспитать подобного. Вундеркинды – это не просто одарённые дети, они в раннем возрасте (чаще всего до 8 лет) раскрывают свой потенциал и начинают по умственному развитию опережать своих сверстников порою лет на десять. Знаю девочку, которая в полтора года прекрасно говорила на русском и английском языках, писала музыку. Среди моих клиентов были родители, у которых сын неимоверно скучал в школе, несмотря на то, что перелетал из класса в класс и в одиннадцать лет учился уже в восьмом классе.

Слава о вундеркиндах порою разносится очень быстро. Ими гордятся учителя, родители, о них пишут в газетах и показывают по телевизору. Всем кажется, что такого «золотого ребёнка» ждёт светлое будущее, на него возлагаются большие надежды. И только психологи и, может быть, особо въедливые журналисты знают дальнейшую судьбу вундеркиндов. А она зачастую очень и очень печальна.

Говорят же, кому много дано, с того много спросится. Проблемы вундеркиндов начинаются с самого раннего детства, порою даже с младенчества, ведь в истории зафиксированы факты, когда ребёнок, не достигший года, не умеющий ещё ходить, разговаривал, сочинял стихи и проявлял другие таланты. И во время того, как проявляются черты сверходарённости, надо постоянно давать вундеркинду соразмерную интеллектуальную нагрузку. Он жаден до знаний – эту жажду следует удовлетворять. А ведь для этого нужны условия, которые существуют не в каждой местности. Иначе талант ребёнка завянет и станет серьёзным психологическим грузом.

Вундеркинды опережают своих сверстников – то есть отрываются от них. Их интеллектуальное превосходство иногда столь велико, что не каждый взрослый может чувствовать себя спокойно в присутствии гения. Сей факт преобразуется в духовное одиночество таких детей. Они вырвались из своей возрастной среды, а в другие их не принимают. Столь ранее одиночество может быть компенсировано только большой любовью и заботой родителей. Кроме того, очень часто одарённость имеет несколько однобокое развитие, во всём остальном же наблюдается некий инфантилизм, бытовой и социальный. Например, та самая девочка-полиглот до семи лет не могла самостоятельно завязать шнурки. Поэтому также важно уделять внимание всестороннему, полноценному развитию ребёнка, в том числе физическому.

Каков итог яркого взлёта? Лишь 3-5% одаренных детей остаются потом такими же одарёнными взрослыми. Чаще всего, к 18-25 годам сверстники нагоняют вундеркинда - и он сливается с общей массой. И это ещё один сильный удар по нему. Есть даже понятие «синдром бывшего вундеркинда», потому что привычка оставаться лучшим, восхитительным, «на коне» ведёт к специфическому неврозу, который выражается в завышенной самооценке, попытках постоянно самоутверждаться и болезненном самолюбии. Часть вундеркиндов адаптируется к жизни «простого» человека, но среди них высок и процент ухода из жизни – самовольного, либо вследствие многочисленных хворей, кои уготованы одарённым детям с лихвой. Это и душевные, и физические болезни.

Так что высокая одарённость – это не только дар, но и большой серьёзный труд по применению этого дара и адаптация его носителя ко всей остальной жизни.

09.11.2009